Зарождение российского военного флота

Последнее обновление: 28 июля 2017 в 11:36

[adsense2]
 

Парусный корабль «Орел». С картины художника И.И. Родинова. Фото с сайта korvet2.ru.

Парусный корабль «Орел». С картины художника И.И. Родинова. Фото с сайта korvet2.ru.

Именной указ об учреждении для торгового флота трёхцветного флага был подписан Петром I 20 января 1705 года. Но ещё ранее, во время плавания Петра I в Белом море в августе 1693 года, на яхте «Святой Пётр» был поднят «флаг царя Московского», состоящий из трёх горизонтальных равновеликих полос белого, синего и красного цветов, с золотым двуглавым орлом посередине. Оригинал, сохранившийся до наших дней, находится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге.

В том виде, в каком по сей день существует российский флаг, в 1699 году Петр I нарисовал его на обороте листа с инструкциями, которые были направлены находящемуся в Стамбуле русскому посланнику Емельяну Украинцеву.

По Каспийскому морю поплавать «Орлу» не удалось. Он попал на нижнюю Волгу в самый разгар восстания Степана Разина, который штурмом взял Астрахань.

Конраад Деккер. Вид города Астрахани и фрегата «Орёл» с флотилией. XVII век. Фото из Википедии.

Конрад Деккер. Вид города Астрахани и фрегата «Орёл» с флотилией. XVII век. Фото из Википедии.

Голландцы, с трудом вырвавшиеся из мятежного города, на шлюпках ушли в Персию.

По данным современников, мятежные казаки подожгли захваченный в Астрахани военный корабль “Орёл” в 1670-71 г., Степан Разин сняв с него пушки, сжег судно за ненадобностью — его казаки не смогли управиться с высокотехнологичной по тем временам штуковиной.

Однако если пожар и был, то частичный: уже после подавления разинского восстания судно, пришедшее в негодность, осматривали царские чиновники — значит, было что осматривать. Правда, «Орёл» признали не подлежащим восстановлению.

Есть версия, и тому есть доказательства, что «Орел» и другие суда дединовской постройки простояли в течение многих лет в волжской протоке Кутуме (протоке Стрелецкой слободы) недалеко от Астрахани, брошенные там повстанцами.

А когда после смерти Алексея Михайловича в 1678 году из Москвы наконец запросили о судьбе корабля, выяснилось, что он «ветхой, дно и бока сгнили, в ход не годитца».

Когда при Федоре Алексеевиче (старшем брате Петра1) суда нашли и осмотрели, то большой корабль оказался уже частично прогнившим и его решили разобрать на хозяйственные нужды.

После трагического завершения истории корабля «Орел» создание русского флота было отложено еще на несколько десятилетий. Дальнейшая его история связана уже с именем Петра Первого. Кстати, Петр Первый, спустя продолжительное время после строительства первого русского корабля «Орел», которому так и не удалось стать флагманом русского флота, весьма положительно оценил это начинание своего отца Алексея Михайловича: «Хотя намерение отеческое не получило конца своего, однако же достойно оно еть вечного прославления, понеже… от начинания того, яко от доброго семене, произошло нынешнее дело морское». Кстати, одним из учителей Петра Первого, стал Карштен Брандт – один из членов команды первого русского военного корабля «Орел». Уроженец Голландии, Карштен Брандт (1630-1693) приехал в Россию в тридцатисемилетнем возрасте, будучи нанятым в качестве корабельного плотника и помощника корабельного пушкаря на строительство фрегата «Орел» и других судов. Он работал на судоверфи в Дединово, затем вошел в экипаж «Орла», а в 1670г., оказавшись в Астрахани, бежал от восставших казаков Степана Разина и перебрался в Москву. В Москве Брандт поселился в Немецкой слободе, где жили выходцы из стран Западной Европы, и занялся привычным для себя плотницким и столярным ремеслом.

Ряд историков считает, что судьба небольшого по размерам ботика была иной, чем у “Орла”.

Его с другими ценными вещами из волжской протоки вывезли в Москву. По истечении длительного времени, в мае 1688 года, он был найден юным Петром 1 в Измайлово, в сарае его двоюродного деда Никиты Ивановича (боярина Романова), среди всякого старого хлама «хотя и в ветхом состоянии, но еще в целости».

Тогда Петр, который очень заинтересовался ботиком, попросил своего преподавателя геометрии и фортификации Франца Тиммермана найти мастера, который был бы сведущ в строении европейских судов и смог бы привести ботик в надлежащее состояние. Так при дворе Петра появился плотник Карштен Брандт – 58-летний голландец, проживавший в Немецкой слободе. Под руководством Брандта начались работы по восстановлению ботика, который был перевезен в село Преображенское, что на берегу Яузы. Карштен Брандт по желанию царя исправил ботик, поставил на нем мачту и парус, обил дно медью и спустил его на Яузу.
Петр, был поражен невиданной оснасткой и тем, что под парусами ботик мог ходить, лавируя, против ветра. Вскоре Петр сам бойко катался на ботике по Яузе. А вскоре, узнав о глубоком и широком Плещеевом озере, решил построить там у села Веськово, что вблизи Переславля-Залесского, верфь для строительства кораблей.

Через 30 лет Петр 1 назовет этот маленький ботик «дедушкой русского флота» и воздаст ему воинские почести.

А.С. Пушкин в стихотворении «Пир Петра Первого» так писал о «дедушке русского флота»:

"...Иль в отъятый край у шведа

Прибыл Брантов утлый бот,

И пошел навстречу деда

Всей семьей наш юный флот..."

Однако некоторые историки убедительно доказали, что знаменитый ботик Петра 1 имеет английское происхождение, - в отличие от голландского ботика, построенного в Дединово; они имели ряд конструктивных и внешних отличий.

В 1722г. поставленный на специально сооруженный постамент ботик был выставлен на обозрение в центре Кремля. Перед ботиком проходили воинские соединения и праздничная процессия. Затем ботик был перевезен в Петербург и принимал участие в смотрах Балтийского флота.

Надпись на стеле к 300-летию российского флота. 2014г.

Надпись на стеле к 300-летию российского флота. 2014г.

Верфь в Дединово не сохранилась, но в память о ней и “Орле” у места впадения реки Ройки в Оку, рядом с Троицкой церковью возвели памятник – высокую стелу с моделью первого корабля "Орел", иначе ее называют памятник «Первый военный корабль России», или просто стелой к 300-летию российского флота. На цилиндрическом основании монумента укреплён бронзовый картуш, на котором под рельефным изображением летящего орла размещён текст: «Здесь / 19 V 1668 г. / был спущен / на воду / фрегат / «Орёл» / первый / военный / корабль / России». В 2002 году деревянный кораблик на стеле был заменён бронзовым.

Стела к 300-летию российского флота. Вид со стороны Троицкой церкви. 2014г.

Стела к 300-летию российского флота. Вид со стороны Троицкой церкви. 2014г.

«Орёл» принято считать первым российским военным парусным кораблём западноевропейского типа, хотя ещё в 1636 году (на 31 год раньше) был построен корабль «Фредерик». Однако «Фредерик», хоть и был построен в России, шел под иностранным флагом – герцогства Шлезвиг-Голштейнского.

Кораблик на шпиле Адмиралтейства, эмблема Санкт-Петербурга. Фото из Википедии.

Кораблик на шпиле Адмиралтейства, эмблема Санкт-Петербурга. Фото из Википедии.

Стела к 300-летию российского флота. Вид со стороны реки. 2015г.

Стела к 300-летию российского флота. Вид со стороны реки. 2015г.

Существует мнение, что фрегат "Орел" был изображён художником, и именно по этой картине голландский мастер Герман ван Болес создал очертания кораблика на шпиле Адмиралтейства в Санкт-Петербурге.

В конце XX века энтузиасты из разных городов России захотели возродить корабль «Орёл». С 1995 года деньги на этот проект начал искать астраханский предприниматель Владимир Шашин (кстати, это именно он помог разыскать документ об осмотре пришедшего в негодность «Орла» в 1671 году).

Стела к 300-летию российского флота. 2015г.

Стела к 300-летию российского флота. 2015г.

С помощью частных спонсоров было собрано 3 миллиона 200 тысяч рублей — примерно шестая часть средств, необходимых для постройки корпуса. В начале весны 2007 года с помощью кораблестроителей Петрозаводска и голландских историков (давших чертежи своих инженеров XVII века) работы начались. Четыре года они двигались рывками — то не хватало денег, то специалистов, то опыта. Наконец, не до конца достроенный «Орёл» был продан в Рязань, местному военно-морскому историческому клубу. В 2014 году этот клуб владел историческими парусниками «Любовь» и «Святитель Пётр», причём последний даже плавал на фестивали за границу.

[adsense2]

     
   
   

Меню фотораздела