Купеческая династия Шустовых

Последнее обновление: 11 марта 2018 в 20:49

[adsense2]
 

Выходов было два: снижать цену за счет ухудшения качества, либо тратить большие деньги на рекламную кампанию. Снижать качество Шустов не хотел, а большими деньгами не располагал. Поэтому им был найден третий путь, оказавшийся вполне успешным. Через своих знакомых Николай Леонтьевич нашел нескольких студентов, которые за хорошую плату ходили по кабакам и требовали везде подать именно «шустовскую водку». Студентам разрешалось даже немного подебоширить — на сумму не больше 10 рублей. Их заработком был процент от заказов, поступивших на фирму от «окученных» ими предприятий общественного питания и пития. Таким образом, за короткое время все московские кабатчики узнали о существовании весьма недурной и относительно дешевой водки. Так в 1864 году, через год после открытия винокуренного завода еще на Маросейке, популярная газета “Московские ведомости” перепечатала акт, составленный частным приставом московской полиции: “…Сего 1864 года, октября месяца, 13-го числа въ трактире «Испанiя» былъ задержанъ городовымъ Алексеевымъ Петромъ и препровожденъ въ 8-й околотокъ студентъ Московской коммерческой академiи Пращевскiй Петръ. Сей молодой человекъ, 22 летъ отъ роду, обвиняется въ томъ, что онъ, будучи въ нетрезвомъ состоянiи, зашелъ въ трактиръ и потребовалъ отъ полового принести ему бутылку шустовской водки. Половой, Андрей Смирновъ, сказалъ, что таковой водки сейчасъ нету и предложилъ принести другую, на что Пращевскiй началъ ругаться и ударилъ Андрея Смирнова по лицу, после чего былъ схваченъ подоспевшимъ городовымъ и препровожденъ въ околотокъ. На вопросъ о причине драки студентъ Пращевскiй заявилъ, что былъ рассерженъ обманомъ вывески трактира, на которой было написано, что это одно из лучшiхъ заведенiй въ городе, въ то время какъ заведенiе, въ которомъ не подаютъ шустовскую водку, которую онъ, Пращевскiй, считаетъ лучшей водкой въ мiре, никакъ не можетъ считаться лучшимъ. Въ соответствiи съ уложенiемъ о гражданскiхъ наказанiяхъ на студента Пращевского Петра былъ наложенъ штрафъ 3 рубля въ пользу Смирнова Андрея. Студентъ Пращевскiй былъ освобожденъ изъ-подъ стражи подъ поручительство Тихомiрова Ивана 14-го октября 1864 года, состоящего приказчикомъ при торговомъ доме «Шустовъ и сыновья». Темъ же Тихомiровымъ Иваномъ были оплачены штрафныя счета, наложенныя на Пращевского”. О подобных скандальных происшествиях с завидным постоянством стали сообщать другие газеты столицы. Причем каждый раз шустовскую “лучшую водку в мире” требовали в дорогих трактирах студенты, а за мордобой и разбитую посуду штрафы оплачивали приказчики Николая Леонтьевича Шустова. Вскоре в меню трактиров-ресторанов появилась “шустовская водка”, а посетители, они же – читатели газет, утвердились во мнении, что если не в мире, то в России она точно – лучшая. Хлебное вино Шустовых, как называлась тогда водка, полученная перегонкой из пшеницы или ржи, но многократно очищенная через березовый уголь, по спросу побило и дешевую водку Кокорева, и дорогую – братьев Тимофеевских, поставщиков Императорского двора, и продукцию всех 300 винокуренных московских заводов, пока не вошла в моду «смирновка». (сегодняшние водки – разбавленный этиловый спирт – очень уж далекая родня «хлебному вину» Шустовых или Смирновых, ближе им, что ни говори, самогон из зерна).

Логотип торогового дома Шустовых. Фото из блога nnm.me/blogs/Sergio63/konyak-iz-erivani/.

Логотип торогового дома Шустовых. Фото из блога nnm.me/blogs/Sergio63/konyak-iz-erivani/.

Реклама коньяка с логотипом торгового дома Шустовых. Фото из блога nnm.me/blogs/Sergio63/konyak-iz-erivani/.

Реклама коньяка с логотипом торгового дома Шустовых. Фото из блога nnm.me/blogs/Sergio63/konyak-iz-erivani/.

Шустовы первыми использовали торговый знак (логотип) – фирменный колокол, который непременно присутствовал на этикетке. По заказам Шустовых работали известные художники России, разрабатывали бутылки и этикетки. Шустовы использовали оригинальную и легко узнаваемую упаковку (даже сейчас, при развитии полиграфии и искусства дизайна, есть чему поучиться у купцов Шустовых). Хваленки, как тогда называли рекламу, взывали к потребителю не только со страниц газет и обложки каждого номера популярного журнала “Нива”, но и, что было новинкой в России, с бортов извозчичьих пролеток, дилижансов, пароходов, конок, а вскоре и первых трамваев.

Шустовы еще от деда-дьячка знали и секреты производства наливок, и как придавать водке цвет натуральными красителями. Скорлупа грецкого ореха дает коричневый цвет, шафран – желтый, мята – зеленый, черника – красный… А какие необычные бутылки заказывали Шустовы стеклодувам; к празднику – 100-летие со дня рождения А.С. Пушкина, заказали выдуть фигурку поэта в цилиндре, служившем пробкой. А на этикетке с неизменным фирменным знаком, золотым колоколом, красивым шрифтом были набраны стихи юбиляра:

Я люблю веселый пир,

Где веселье председатель,

А свобода, мой кумир,

За столом законодатель.

Где до утра слово пей!

Заглушают крики песен.

Где просторен круг друзей,

А кружок бутылок тесен.

Кто ж, выпив чудесный ликер до дна, выбросит такой памятный сувенир? У многих долгие годы изящная статуэтка украшала домашние буфеты, “горки”, комоды.

Случился у Шустова и конфуз с художником Пимоненко. Дело в том, что в 1908 году Н.Шустову попалась репродукция картины Пимоненко и он решил использовать ее, в виде этикетки, для продвижения своего нового напитка «Спотыкач».

Московские друзья-художники по Обществу передвижных выставок (так называемые «Передвижники»), прислала Пимоненко гневное письмо, в котором упрекало его в корысти.

Пимоненко приехал в Москву и посетил миллионера. Тот заявил, что о картине и авторе ничего не знал, просто увидел подходящую картинку и предложил художнику откупную. Однако художник категорически отказался от денег и подал в суд (нарушения авторских прав, по-теперешнему). Суд постановил изъять и уничтожить все бутылки с этикетками, готовые этикетки, и покрыть судебные издержки за счет проигравшей стороны.

Дела фирмы шли в гору, а результатом проведения такой (весьма своеобразной) рекламной кампании стал в 1865 году переезд завода в более просторное помещение на Мясницкой улице в дом Нилуса, где он просуществовал вплоть до 1880 года. К тому времени у компании «Шустов с Сыновьями» были уже и склады, и собственный магазин в доме предпринимателя Заводова. Да и количество сыновей выросло: видимо, почувствовав вину за большое количество дочерей, природа наградила Николая Леонтьевича и Аграфену Алексеевну еще тремя наследниками — Павлом (1868), Сергеем (1873) и Василием (1875).

В 1880 году московский завод Шустовых переехал в последний раз. Теперь его адрес звучал так: Большая Садовая, дом напротив церкви Святого Ермолая, Пресненской части. В том же году фирма стала постепенно переходить с хлебного вина на различного вида настойки, наливки и ликеры. Еще сам Леонтий Архипович Шустов, бывало, настаивал на водке разные травы и ягоды. Он знал великое множество рецептов таких настоек и свои секреты передал старшему сыну, Николаю, а тот пустил их в дело.

Более того, знаменитая фраза «Не пьем, а лечимся» принадлежит реальному человеку — деду Николая Леонтиевича Шустова. Старик был выдумщиком необыкновенным — настаивал водку на целебных травах. Поучая внука, что, мол, «пить — здоровью вредить», дед своими настойками «лечился» постоянно и действительно не болел.

Реклама коньяка "Спотыкач". Фото с сайта odessa-memory.info.

Реклама коньяка "Спотыкач".
Фото с сайта odessa-memory.info.

Шустовы восстанавливали и совершенствовали настойки с полынью, полезные при болезнях желудка, калганные, дающие силы даже при раке, перцовые, изгоняющие простуды… Рябиновые, вишневые, сливовые, тминные – несть им числа! «Спотыкач»: сок черной смородины, прокипяченный в густом сахарном сиропе, от настойки которого вроде и не пьян вовсе, да спотыкаешься. «Запеканка»: настой лимонных корок на водке, перегнанный через куб, с добавлением сахара и истолченных мелко корицы, кардамона, мускатного ореха.

Реклама "Ерофеича". Фото с сайта odessa-memory.info.

Реклама "Ерофеича".
Фото с сайта odessa-memory.info.

Вернулась на прилавки крепкая горькая настойка «Ерофеич», от которой одно время лишь пословица помнилась: «Мне все нипочем, был бы «Ерофеич» с калачом». Кто-то еще помнил, что названа водка в честь ее творца, врача Василия Ерофеевича, иркутянина, побывавшего в Китае с целью познать тамошнее искусство врачевания. Забритый в рекруты по возвращении в Россию, служил он в Петербурге коновалом в конногвардейском полку. Но успешно лечил и солдат, и офицеров, пока екатерининский вельможа И.И. Бецкой, внебрачный сын князя Трубецкого, не отвел его к захворавшему графу Орлову, фавориту императрицы. Исцеление графа горькими настойками и растираниями принесло Василию чин титулярного советника и славу, как писал знаменитый агроном А.Т. Болотов, «вылечивающего всех с преудивительным успехом». Рецепт его горькой водки дьячок Леонтий Архипович отыскал и записал: «мята, анис и столченные крупно померанцевые орешки (апельсиновые) заливаются очищенной на березовых угольях водкой и 12 дней настаиваются в теплом месте».

Шустовские этикетки и бутылки в дединовском краеведческом музее, 2015г.

Шустовские этикетки и бутылки в дединовском краеведческом музее, 2015г.

И вскоре рестораны и трактиры, магазины и питейные лавки стали держать постоянно и «Ерофеича», и «Спотыкач», и «Запеканку»…

И в наше время многим знакомы такие напитки, как «Зубровка», «Перцовка», «Спотыкач», «Рижский бальзам», «Запеканка», «Нектарин», «Рябина на коньяке», «Кавказская горная травница». Все эти наливки и настойки вот уже более ста лет выпускаются на основе рецептов и технологий, запатентованных в свое время Николаем Леонтьевичем Шустовым. Более того, «Рябина на коньяке», или просто «Рябиновая», считалась фирменным напитком Торгового дома. Ее бутылки вытянутой конусообразной формы украшали витрины всех шустовских магазинов, а их к концу XIX века было (как по Москве, так и вообще по Руси) уже множество, причем оформляли витрины везде одинаково — в центре стояла большая бутыль, в три раза больше, чем обычная, а вокруг нее выстраивались шеренги бутылок обычных. Продажа сопровождалась такой массированной рекламной кампанией, которую Россия еще не видела.

Реклама "Рябиновой". Фото с сайта odessa-memory.info.

Реклама "Рябиновой".
Фото с сайта odessa-memory.info.

Вот самое простое из рекламных объявлений фирмы Шустова.

«НЕСРАВНЕННАЯ РЯБИНОВАЯ

ВЫ ЗНАЕТЕ, конечно, что рябиновая настойка – излюбленный напитокъ русской публики.

ИМ?ЙТЕ ВЪ ВИДУ, что колоссальный усп?хъ и повсем?стное распространенiе ея обязаны помимо вкусовыхъ качествъ превосходному д?йствiю на желудокъ рябины, ускоряющей пищеварительныя процессы.

ЗАПОМНИТЕ, что Несравненная рябиновая Шустова есть въ настоящiй моментъ посл?днее слово водочнаго производства. Она незам?нима по вкусу и качеству.

НЕ ЗАБУДЬТЕ ЖЕ 6 рюмокъ Несравненной рябиновой Шустова при каждомъ завтрак?, об?д? и ужин?: Вы получите одновременно и удовольствiе, и пользу.»

До Шустова рекламодатели обращались к обществу как просители, Шустов же учил сыновей требовать. «Покупатель нам не друг, – внушал он своим детям, – он нам слуга и хозяин. Как слугу мы должны научить его покупать то, что выгодно нам, а как хозяина должны научить требовать в магазинах, чтобы им продали то, что нам выгодно. Поэтому лучшей рекламой будет написать не “спрашивайте в магазинах наливки Шустова”, а “требуйте везде шустовские наливки”».

Такая рекламная формула, созданная в конце XIX века, просуществовала почти сто лет. Даже в послевоенном СССР можно было встретить плакаты с надписью «Требуйте во всех магазинах папиросы “Новость”». Убила ее только эпоха повсеместного дефицита, когда чего-нибудь требовать было не просто бесполезно, но и опасно.

Однако тогда времена были другими, и покупатели смело требовали, а продавцы покорно заказывали шустовские водки, наливки, настойки и ликеры.

Приготовленные на шустовской чистой водке настойки на травах и корешках, «сладкие водочки»-наливочки из ягод и фруктов в сравнении с заграничными ликерами (спирт, сахарный сироп, эссенции) имели полное право считаться пользительными для здоровья. Хотя и производство ликеров Шустовы в угоду публике освоили.

Реклама шустовского производства, дединовский краеведческий музей, 2015г.

Реклама шустовского производства, дединовский краеведческий музей, 2015г.

Николай Леонтьевич Шустов поставил дело на широкую ногу и со временем создал мощную корпорацию, с винокуренными заводами, складами и магазинами не только по всей Российской империи, но и с дистрибютерами своей продукции в Европе и Америке.

При несомненно высочайшем качестве своей продукции, Шустов для ее пропагандирования применял довольно современного вида PR-акции - излюбленный ход был с подсылкой в рестораны блестящей пары аристократов (на самом деле актеров), которые заявляли официантам: "Как, в вашем заведении нет лучшего в мире Шустовского коньяка? - Пойдем отсюда, милая." Пара демонстративно удалялась, а в меню ресторана назавтра же появлялся Шустовский коньяк.

 
[adsense2]

     
   
   

Меню фотораздела