Купеческая династия Шустовых

Последнее обновление: 11 марта 2018 в 20:49

[adsense2]
 

В конце 1880-х фирма Шустова совершенно прекратила выпуск хлебного вина и полностью перешла на наливки и ликеры. Предпринимательское чутье Николая Леонтьевича сработало безошибочно: вскоре царское правительство ввело государственную монополию на производство водки. Наливки давали неплохой доход, но все равно это для настоящего предпринимателя было мелко. Надо было срочно искать новые точки приложения сил и капиталов. Монополия не касалась производства настоек, пива, браги и виноградного вина. Чтобы обойти монополию, Шустов припомнил отцовские рецепты и придумал собственные. В то время делами заправляли уже оба сына Шустова — Николай и Леонтий.

Впервые коньяк в Армении был произведен в 1887 году, когда купец первой гильдии Николай Таиров (Нерсес Таирянц) построил на месте старой ереванской крепости первый в России коньячный завод.

 «Земля здесь дает обильный урожай, в частности, превосходное вино, — писал в XVII веке посетивший Армению французский купец Шарден. — По преданию, первую виноградную лозу в Ереване посадил своими руками еще патриарх Ной. Именно здесь жил Ной до потопа, да и после него, когда спустился с горы Арарат, где остановился его ковчег».

Завод состоял из каменного одноэтажного здания для перегонного аппарата, 217 карасов для хранения вина общей емкостью 12000 ведер и шести дубовых чанов по 150–200 ведер. Новое производство просуществовало до 1899 года, однако Таирову так и не удалось наладить сбыт своей продукции — несмотря на отменное качество напитка, люди не покупали дешевые армянские коньяки, предпочитая им дорогие французские. Практически разорившись на своем, как он думал, удачном коммерческом предприятии, Таиров в конце концов заложил завод в Тифлисском банке.

Шустов Василий Николаевич, узнав, что Ереван остро нуждается в больнице, а власти дальше обещаний не идут, решил подарить под ее строительство земельный участок. Но, недоверчивый к чиновникам, оговорил жесткое условие. Газета “Эриванские объявления” известила о том горожан: “«В.Н. Шустов и Ко», имея в виду, что город ищет постоянное место для постройки здания городской больницы, принесли в дар городу принадлежавший им участок земли, находящийся на Астафьевской улице, чтобы город в продолжении трех лет построил здание городской больницы, в противном случае участок опять станет собственностью товарищества”. Условие было выговорено для того, чтобы город поспешил с постройкой больницы. Город, приняв дар, выразил благодарность Товариществу и учредил в больнице одну бесплатную кровать имени В.Н. Шустова.

В 1896 году продукция фирмы за превосходное качество ликеров, могущих вполне успешно конкурировать с заграничными, была удостоена Золотой медали на Нижегородской ярмарке. В этом же году компания была преобразована в паевое «Товарищество “Н.Л. Шустов с сыновьями”» с капиталом в 1000000 рублей.

Во главе товарищества встал старший сын Николая Леонтьевича — Николай Николаевич. Сам Николай Леонтьевич к тому времени был уже тяжело болен. Через два года он умер и был похоронен на кладбище при Александровском женском монастыре. Перед смертью он сказал старшему сыну: «Николай, я много добра оставил вам в наследство. Но самое главное, я оставил вам имя, которое стоит сейчас больше, чем вся наша фирма. В нашу фамилию я вложил свой труд, и теперь она уже только одна может приносить хороший доход. Вы только ее не попортите. Это делать имя трудно, а испортить его ой как легко».

Павел Николаевич Шустов. Фото с сайта history-ryazan.ru.

Павел Николаевич Шустов. Фото с сайта history-ryazan.ru.

К концу века в состав правления «Торгово-промышленного товарищества “Н.Л. Шустовъ съ Сыновьями”» входили Николай Николаевич, Павел Николаевич, Сергей Николаевич и Василий Николаевич Шустовы (Владимир умер в 1883 году). После смерти отца братья не передрались из-за наследства, а дружно взялись за дело дальнейшей раскрутки фирмы. Они были до того хваткими и до того твердо стояли друг за друга, что получили в народе прозвище «американцы». Каждый контролировал какую-либо часть семейного дела. Жизнь братьев проходила в постоянных разъездах – огромное производство нуждалось в хозяйском догляде.

Первым и, безусловно, самым успешным предприятием Николая Николаевича Шустова на посту главы товарищества была покупка в 1899 году в Ереване за 50 000 рублей заложенного Таировым (купцом первой гильдии Нерсесом Таирянцем) коньячного завода.

Кроме организаторского таланта Николая весьма пригодились технические навыки Василий, который хорошо разбирался в технологических тонкостях производства и даже сам усовершенствовал устаревшее оборудование. Выкурка коньячных спиртов и изготовление коньяка на шустовском заводе в Армении производились по классической французской технологии, предприятие было оборудовано двумя коньячными аппаратами шарантского типа и имело соответствующие помещения для выдержки коньячных спиртов в специальных условиях.

Младший из сыновей Шустова Василий занялся по сути промышленным шпионажем — для того, чтобы довести до совершенства производство коньяка, даже устроился работать инкогнито на коньячный завод в г.Коньяк во Франции в Шарантскую долину , где он работал чуть ли не подсобным рабочим и до тонкостей изучил рецепты французских виноделов. Изучал производство, пытался раскрыть секрет тонкого вкуса и благоухания истинного коньяка. Заприметив, что огромные дубовые бочки, заполненные виноградным спиртом, то увозят, то привозят, начеркал на отправляемых крестики. А у привезенных бочек этих крестиков не было! У подвыпившего ветерана завода выяснил, что бочки везут в Марсель, оттуда – в дальние французские колонии – на хранение там, в подвалах, дабы пропитались дубильными веществами.

Вылазка в стан будущих конкурентов прошла удачно, и вскоре Шустовы начали выпускать отличное бренди. Его высокое качество обеспечивалось применением самых передовых технологий. Все прочие коньячные заводы в России представляли собой кустарное производство.

Шустовы (Николай Леонтьевич и его сыновья) преобразовали и довели до высочайшего совершенства производство коньяка в Армении (Ереванский коньячный завод), создали коньячные производства в Молдавии (Кишиневский завод), Дагестане (Кизлярский завод), Одессе.

Чтобы не повторить ошибку прежнего хозяина, братья решили наладить сбыт новой продукции, для чего повели массированную рекламную кампанию.

Николай Николаевич, помня пример отца, лично отобрал два десятка молодых юношей из хороших семей, положил им хорошую зарплату и на свои деньги послал в Европу и в Америку. В обязанности этих секретных шустовских агентов входило не менее чем два раза в день заходить с дамой в какой-нибудь шикарный ресторан, заказывать великолепный стол, а когда сервировка подходила к концу, просить обязательно принести «бутылочку шустовского коньячка». В ответ на заявление официанта о том, что про такую марку здесь никто и слыхом не слыхивал, молодой человек удивленно поднимал брови и, делая вид, что не верит своим ушам, переспрашивал: «Как, у вас нет шустовского коньяка, самого лучшего коньяка в мире?»

Получив утвердительный ответ, он поднимался, извинялся перед дамой за то, что привел ее в эту «забегаловку», полностью расплачивался по счету, хотя не притрагивался ни к чему, и, пообещав, что никогда впредь ноги его здесь не будет, покидал заведение.

Стоит ли говорить о том, что уже спустя месяц после начала акции все крупные западные рестораны, а вслед за ними и рестораны помельче, в спешном порядке стали заказывать странную марку из России. Пошла она весьма хорошо.

Реклама "Нежинской..." в газете. Фото с сайта history-ryazan.ru.

Реклама "Нежинской..." в газете. Фото с сайта history-ryazan.ru.

Но это на Западе. Что касается России, то тут по агрессивности рекламы с шустовским коньяком не мог тягаться никто.

Но это на Западе. Что касается России, то тут по агрессивности рекламы с шустовским коньяком не мог тягаться никто. Все газеты и журналы пестрили объявлениями....

«ЗАЧЕМ платить втрое дороже за заграничный коньякъ, когда можно съ пользою употреблять русскiй, дешевый, совершенно натуральный и прекрасно выдержанный КАВКАЗСКIЙ И КРЫМСКIЙ КОНЬЯКИ торговаго дома Н. Л. Шустова въ Москв?.»

В разделе поэзии то там, то тут проскакивали такие вирши.

Жена мне говорит с упреком:

– Вы, все мужчины, не верны,

Убеждена, что в целом свете

Нет необманутой жены.

– Мой друг, на это есть причины,

Все в мире жаждет перемен.

Будь жены коньяком Шустова,

Тогда бы не было измен!

 

Или так, в подражание Бальмонту.

Хочу быть дерзким, хочу быть смелым,

Амуру гимны хочу слагать,

Хочу, чтоб Бахус, с бокалом пенным

Стал при невзгоде мне помогать.

 

Хочу быть дерзким, хочу быть смелым,

И, предрассудкам наперекор,

Вновь оживая душой и телом,

Коньяк пить буду я с этих пор.

 

С 38-ю статьей устава

Пусть попаду я порой впросак,

Все же красива моя забава —

Шустовский буду я пить коньяк.

 

В разделе загадок печатали произведения под названием «Что такое?».

Что такое? Золотистый

Цвет приятный, нежный вкус,

Жизнерадостно-искристый

И полезный всем к тому-с!

Дух упавший поднимает,

И о нем в России всяк

С наслаждением мечтает…

– Знаю! – …

На обороте помещалась отгадка: шустовский коньяк.

В разделе «Анекдоты» часто рассказывали истории, по-всякому обыгрывающие тот же напиток, например:

политический анекдот:

— Скажи, пожалуйста, о чем ты больше думаешь, когда бываешь на заседаниях в Думе?

Только о том, как бы скорее оно закончилось, удрать домой и одуматься за шустовским коньяком.

Семейный анекдот:

– Папа, не можешь ли ты мне указать примеры закона инерции?

– Лучший пример в этом случае шустовский коньяк. Если, положим, ты выпиваешь одну рюмку, то со следующей уже дело устанавливается само собою по инерции.

 
[adsense2]

     
   
   

Меню фотораздела