Дединово в эпоху Пётра 1

Последнее обновление: 13 января 2018 в 19:43

[adsense2]
 

В целом Пётр 1 остался доволен увиденным на Оке, — жители села оказались смышлеными, быстро освоили «новую манеру». А «образцовую» коломенку бережно хранили в приделе Троицкой церкви, поставленной в Гаванке, где строился когда-то «Орел». Там коломенка дожила до середины XIX века. Когда же судно совсем прогнило, лучшие дединовские плотники сделали его точную копию, которая была установлена в том же приделе. Возможно, копия коломенки сохранилась бы и до сего дня, если бы гн закрытие и разорение церквей в советское время. Из-за этого в 50-е года XX века она была окончательно разобрана.

"Пётр 1 на строительстве стругов в Дединово".  Художник С.М. Морозов, акварель. Фото с сайта rgo.ru

«Пётр 1 на строительстве стругов в Дединово». Художник С.М. Морозов, акварель. Фото с сайта rgo.ru

Это судно и сегодня хорошо помнят многие старожилы села, а в Дединовском краеведческом музее хранится картина работавшего в Дединовской средней школе в 50-60е годы учителя рисования Сергей Михайловича Морозова, изображающая Петра 1 на строительстве этого судна. На этой картине судно, которое автор мог видеть ещё лично, прорисовано очень тщательно, с явным стремлением передать детали, художник стремился быть более точным во всём. На картине изображён основанный струг со шпангоутами, которые имеют характерную деталь – сильно подобранную скулу. Скорее всего, именно её и имел ввиду указ 1677 года, требовавший строить суда «на коломенское дело, а не плотами».

В XVIII веке в районе средней Оки, реагируя на изменившуюся конъюнктуру рынка, всё больше внимания начинает уделяться скотоводству, в Дединово к нему также растёт интерес, чему способствовало наличие в этом районе роскошных пойменных лугов с уникальным травостоем, но которых быстро нагуливал вес, приобретал товарный вид перегоняемый из южных районов России скот. Также в Дединово в это время появляется первый кожевенный «завод», владельцем которого был сам князь А.Д. Меньшиков.

Таким образом, петровские реформы подорвали сами основы, обеспечивающие существование данного судостроительного центра, перенося центр развития российского судостроения на моря и Волгу. Была разрушена прежняя система привлечения дворцовых плотников к судостроительным работам, из Дединова были забраны лучшие мастера, которые теперь прибывали сюда лишь на побывку.

Уже в середине XVIII века Дединово перестало оцениваться как сколько-нибудь важный судостроительный центр. Так, в «Историческом и статистическом описании Московской губернии», составленном в 1780-81 годах в разделе о судоходстве и судостроении на Оке Дединово упомянуто лишь как пристань, где останавливаются суда «для закупки съестного припасу работным людям». А с передачей села в собственность помещику М.Л.Измайлову, осуществлённой Екатериной II в 1762 году, в его истории началась совсем другая глава.

[adsense2]

Литература:

А.А.Шаблин, С.А.Кочетков «Дединово-село морское». Рязань, издательство «БЛАГО», 1996г.

Сайты:

http://golavl.narod.ru/story.html

http://dedinov.ru/?page_id=2196

http://nn-dom.ru/lbook14_11.php

 
[adsense2]

     
   
   

Меню фотораздела