История села

Последнее обновление: 5 января 2018 в 22:01

Обзорная статья

[adsense2]
 

Дединово на современной карте

Дединово (прежнее название — Дедново) — старинное селе в Луховицком районе Московской области, расположенное на реке Оке. Находится в 12 км. от города Луховицы, через который проходит федеральная автодорога М-5 «Урал» Москва — Рязань — Пенза — Самара — Уфа — Челябинск и в 135 км. к юго-востоку от Москвы (МКАД). Река Ока разделяет село на две части, расположенные на её правом и левом берегу (где находится северная, древнейшая часть села), сообщение между ними исконно осуществляется посредством паромной переправы; ближайший мост через реку Оку находится в городе Коломне, километрах в 25ти.

Плакат

Плакат «Дединово-порт пяти морей» у паромной переправы в 2006 году.

В 2007-2010г. возле паромной переправы непосредственно у самой Оки находился плакат «Дединово — порт пяти морей», напоминающий, что из реки Оки можно выйти к 5 морям с помощью сети каналов.

Паромная переправа а 2016 году.

Паромная переправа а 2016 году.

Село Дединово разделено небольшим притоком Оки, рекой Ройкой (переходящей далее в реку Цну) на две части: Верхний и Нижний концы.

Село на левом берегу Оки (в XVIII веке оно занимало и правый берег, где образовалась Львова Слобода) было известно с XV века. Исстари именовалось дворцовым селом, доставлявшим рыбу на «обиход» государя. Кроме этого дединовские заливные луга считались лучшими в средней России и село масштабно торговало сеном наряду с рыбой, его жители строили лодки, струги, барки, челны. Через село по реке Оке проходили торговые пути; напротив села были мели, через которые не могли проплыть крупные суда, поэтому товар перегружался в лодки и перевозился через мели, затем перетаскивали пустое судно и нагружали его снова. За счёт этого положения села торговля также активно развивалась и в самом Дединово, а дединовские купцы стали активно торговать и за его пределами.

Согласно преданиям, село несколько раз посещал царь Иван IV (Иоанн Грозный), который любил поохотиться на дичь в местных дубовых лесах, окружавших тогда село и также увлекался соколиной охотой.

С XVII века из дворцовых окских сёл набирали кабацких целовальников (людей, принимавших присягу на кресте и Евангелии и обещавших при вступлении в должность соблюдать государственный интерес) – специализацией которых были откуп и содержание кабаков, торговцев рыбой, хлебом и солью. Люди здесь жили инициативные и творческие. В Петербурге и Москве жило много крепостных крестьян из Дединово (одни работали на стройках, в каменоломнях, другие в трактирах, некоторые выбились в купцы и ворочали большими деньгами). В XIX в. только в Петербурге жило более 200 дединовцев, у которых был отдельный староста.

Кабацкий откуп был выгодной статьей доходов лишь для зажиточной верхушки рыболовецких сел, и не он создал им настоящую славу в России. Гораздо более прочную память оставил о себе простой люд – строители деревянных судов: коломенок, барок, стругов, паромов и лодок разных типов и конструкций, ходивших в XVII – XIX в.в. по Волге, Оке и их притокам, а также лоцманы, отлично знавшие Оку и Волгу и водившие по ним суда. Лучшими на верхней и средней Оке кормщиками, известными своим знанием реки и мастерством в проводке судов, славились выходцы из сел Дединово и Ловцы. Крестьяне Дединова, Ловцов, Белоомута, Алпатьева и других сел регулярно нанимались бурлаками для подъема судов по Оке.

Смута XVII в. стала великой трагедией для всего государства Российского, однако для хозяйственного освоения Оки это имело позитивное значение. Начиная с 1609 г. в дворцовых селах, населенных рыбаками, началось строительство судов для транспортировки хлеба к Москве, блокированной войсками Лжедмитрия II. В с. Дединове ежегодно строились десятки речных судов (стругов), сначала по заказу дворцовых властей, а затем по инициативе самих крестьян – на продажу.

В царствование Михаила Федоровича Романова (1596—1645, правил с 21 февраля (3 марта) 1613 по 13 (23) июля 1645) в Дединово и других ловецких сёлах ежегодно строили сотни стругов для перевозки дворцового, подрядного, частного хлеба по Оке; дединовские мастера и плотники считались первыми по мастерству и в 30-40е годы XVII века произошло превращение Дединова в крупнейший судостроительный центр.

В 1667 году в селе была основана кораблестроительная верфь. В 1669 году при Алексее Михайловиче (отце Петра Первого, 1645-1676 г.г.) был построен корабль «Орел», предназначенный для плавания по Каспийскому морю (в 1671 году он по одной из версий был сожжен Степаном Разиным). В селе установлен памятник «Первый военный корабль России». Владимир Барсуков, глава Луховицкого района, ещё на праздновании дня Государственного флага в 2014 году в селе Дединово отмечал, что каждый в России должен знать, что здесь — родина Военно-Морского Флота, морской пехоты и государственного триколора. Однако между селом Дединово и Нижним Новгородом идет спор, где именно был поднят российский триколор. То, что это произошло на борту «Орла» признали все, но право называться родиной государственного флага нижегородцы пытаются оспорить у дединовцев. Краеведы Нижнего Новгорода считают, что флаг на «Орле» был пошит и водружён в их городе. Однако, основываясь исключительно на материалах старинных документов, историк Сергей Кочетков считает это мнение ошибочным. Он уверен, что фрегат «Орёл» пришёл в Нижний Новгород уже под флагом, там была произведена передача государева имущества и принят отчёт о потраченных деньгах Помимо обычной команды на борту присутствовали стрельцы, у которых была особая задача. Это и был первый прообраз морской пехоты. Также село вошло в историю в качестве первой государственной верфи, где начали строить морские суда. Кроме того, работая с архивными документами, краевед Виктор Майборода обнаружил, что капитан Давид Бутлер, голландец, руководивший постройкой корабля, привез в 1669 году в Посольский приказ «Корабельного строя письмо», которое было затем переведено на русский. В документе было 34 артикульных статьи об организации службы на корабле в мирное и военное время. «Голландия была признанной морской державой, с грамотным ведением дел, соблюдением морских законов. Бутлер, знаток морского устава, просто не мог выйти на корабле без опознавательного флага. Важнейшим для военно-морского флота России документом было «Корабельного строя письмо». Поэтому Дединово — это и родина корабельного устава отечественного флота», — уверен Майборода.

В 1714 году по указу Петра I часть дединовских крестьян-рыбаков переселили в устье Невы, где они положили начало поселку Рыбацкое, ныне вошедшему в Невский район Ленинграда. В Рыбацком стоит памятник первым поселенцам-дединовцам, отличившимся в войне со Швецией.

Ряд историков считает, что в Дединово был построен любимый молодым Петром I ботик, прозванный "дедушкой русского флота", в 1723 году перевезенный в Санкт-Петербург.

В 1762 году село по указу Екатерины II было пожаловано Михаилу Львовичу Измайлову, в роду которого находилось до 1830-х годов. Умер он в 1797 г. и всё своё состояние завещал племяннику - Льву Дмитриевичу Измайлову, с чьим именем связаны многие мрачные страницы истории села; затем Л. Д. Измайлов завещал всё состояние графу Александру Дмитриевичу Толстому, который владел Дединовом до своей смерти в 1856 г.

Дальше владельцами села стали братья А.Д.Толстые, Михаил и Павел; в эпоху освобождения крестьян (1861) село принадлежало графу Михаилу Дмитриевичу Толстому, владевшему здесь 8300 десятинами земли. Имение его сына составляло более 5 тысяч десятин и отличалось заливными лугами, дающими ежегодно до 1200 тысяч пудов сена. Такие же заливные луга по обеим сторонам Оки составляли богатство дединовских крестьян. На пристанях Дединова грузилось ежегодно не менее 1 миллиона пудов сена, идущего в столицу.

Барельеф из дединовского краеведческого музея.

Барельеф из дединовского краеведческого музея.

Поворотным моментом, открывшим возможности для улучшения крестьянской жизни, устранившим самые серьезные препятствия, «сдерживавшие русский народ на пути развития», стала отмена крепостного права, которая была воспринята местным крестьянским миром как великое событие. На многие годы дединовцы сохранили чувство признательности императору-освободителю. Они бережно хранили портреты Александра II, посвящали ему и великой реформе свои достижения и благородные поступки.

В честь святого покровителя государя в пореформенный период сооружаются последние храмовые постройки села – колокольня Александра Невского Казанской церкви, церковь Александра Невского на новом кладбище.

Фотография из дединовского краеведческого музея.

Фотография из дединовского краеведческого музея.

В 1913 г. в центре Дединова на средства его жителей был установлен памятник Александру II с характерной надписью «Царю Освободителю от благодарных дединовцев».

В конце XIX - начале XX века (с 1778 года) Дединово числилось селом Зарайского уезда Рязанской губернии. В селе было 920 дворов, 6540 жителей. 4 церкви; 3 школы, из них две образцовые двуклассные (мужская и женская); 4 промышленных заведения; 8 питейных заведений и трактиров; 20 лавок; ежедневно базары; ярмарка. Из села вывозилось ежегодно до 600 000 пудов сена.

По статистике 1859 года, здесь 1017 дворов, 6595 жителей; 3 храма, училище, ярмарка, базары, 6 заводов.

 
[adsense2]
 

     
   
   

Меню фотораздела