Дединово в эпоху Пётра 1

Последнее обновление: 28 июля 2017 в 11:47


 

Император Пётр 1. Фото с сайта filipoc.ru.

Император Пётр 1. Фото с сайта filipoc.ru.

Петра 1 в Дединово любили, и память о нём крестьяне хранили веками. Петра любили за льготы, данные им грамотой 1713 года дединовским рыбакам, и за его простоту – вместе с рядовыми плотниками строил он сам (!) в Дединово струги, не побрезговал мужицкой работой.

Двухэтажный дом (приблизительно 8 на 10 метров), в котором, как утверждают предания, останавливался царь, крестьяне любовно называли «домиком Петра». Он находился напротив Троицкой церкви, на самом берегу Оки. Троицкая церковь и «домик Петра» располагались на том же самом месте, где в 1667-1670гг. находилась кораблестроительная верфь и к которому позднее будет проложена речка Ройка (своего рода канал, соединивший р.Цну с Окой), по которой будут сплавлять радовицкий лес.

В Богородице-Рождественской церкви хранилось два серебряных вызолоченных ковша с изображением на внутренней плоскости Государственного герба и с надписями на внешней, что пожалованы они царями Иваном и Петром Алексеевичем за большие питейные прибыли таможенному и кабацкому голове Семёну Иванову сыну Миронину и голове же Степану Максимову сыну Суворову. В другой церкви, во имя Святой Троицы, построенной, судя по всему, в честь взятия петровской армией турецкого Азова, долгое время стояла копия лично сделанной Петром коломенка.

Петр I, плывший по Оке в первый Азовский поход (1695), из-за сильного ветра на два дня останавливался в Дединове.

Его приезд остался памятен тем, что с тех пор жителей Дединова во всей России стали называть «Макары». Дело было так: Петра встречали человек десять стариков с хлебом и солью. Он принял их милостиво и спросил, как зовут старика, подносившего хлеб и соль: «А Макаром зовут, надежа-Государь». Царю понравилась ответ и добро душная улыбка старика: «Хорошо, Макар! Ай да Макар ты у меня!», -думая о чём-то своём, несколько раз повторил Пётр.

Петр дал Макару рубль, и спросил имя другого мужика. Тот своеобразно понял царскую щедрость, связав ее с названным именем, и представившись тоже Макаром, получил свой рубль. Петр опросил еще несколько мужиков и раздал столько же рублей (все, естественно, оказались Макарами).

Пётр удивился было, но догадался, что все так отвечали ради его царского удовольствия. «От сей поры, — молвил государь, засмеявшись, — будьте вы, дединовцы, навсегда и все — Макары!».

Хотя все в основном видят причину загадочного поступка крестьян в желании жителей села обрести заветный царский рубль, Макары на сей счёт имели собственное объяснение. Накануне визита высокого гостя представители дворцовой администрации усиленно наставляли крестьянских депутатов говорить лишь то, что старший скажет, дабы не сболтнули лишнего, и не дай Бог, не пожаловались. Крестьяне говорили точь-в точь, как приказывали. Естественно, чиновники испугались скандала, но Пётр Великий обратил случившееся в шутку – Дединово очень понравилось государю.

Понятие «Макары» в XV-XIX веках было не только простым прозвищем, оно означало особый, отличавшийся от привычного мир, и особенных, не совсем типичных в крестьянской среде людей.

Врач Н.Мансуров (1900г.) в своём очерке отметил, что дединовцы и сами пользуются богатствами лугов: имеют гурты быков, которых покупают на юге России — в области Войска Донского, в Астраханской губернии, привозят его на дединовскую отаву, где откармливают его, а затем продают в Петербург и Москву.

Вполне возможно, что Пётр при посещении села узнал, какой путь, проделывают Дединовцы, закупая телят, а потом их откармливая, и где-то по этому поводу и высказался, а может и написал: «Куда Макар телят не гонял», потому-то поговорка и получила на Руси такое широкое распространение.

Крестьяне села, которых слыли искусными рыболовами. О рыбаках Дединова сложилась народная поговорка: «Где Макар побывал, там семь лет рыба не ловится».

Однако дединовским мастерам, построившим струги для молодого царя, Пётр 1 в 1695 году дал нелестную оценку. На этих стругах по Москва-реке и Оке основные силы русской армии вместе с царём, артиллерией, порохом и провиантом двинулись на штурм турецкого Азова. До Нижнего Новгорода шли тяжело – мешала непогода, рано обнажившиеся окские мели, а ещё плохо знающие реку кормщики и невысокое качество самих судов. Из Нижнего 23-летний царь рассержено писал думному дьяку Посольского приказа А.А. Виниусу; «Ветры нас крепко держали в Дединово два дни да в Мурове три дни; а больше всех задержка была от глупых кормщиков и работников, которые именем слывут мастера, а дело от них, что земля от неба». В письме князю Ф.Ю. Ромадановскому, написанному в тот же день, Пётр добавлял: «суды, которые делали гости гораздо худы, иные насилу и пришли».

Так состоялось неудачное знакомство Петра 1 с дединовскими судостроителями.

Барельеф над центральным входом Троицкой церкви. Фото из из книги А.А.Шаблина, С.А.Кочеткова «Дединово-село морское».

Барельеф над центральным входом Троицкой церкви. Фото из
из книги А.А.Шаблина, С.А.Кочеткова «Дединово-село морское».

В дальнейшем целый ряд преобразований, проводимых в стране Петром 1, окажет негативное воздействие на дальнейшее развитие судостроения в Дединово. Огромное влияние оказал перенос столицы Российского государства из Москву в Санкт-Петербург, который резко изменил путь движения грузов с Юга и Востока к столице. Теперь они шли по верхней Волге, окские же центры судостроения всё заметнее теряли свою приоритетную роль. В их числе оказалось и Дединово. Также стали обычным делом и мобилизации плотников на верфи страны, не обошедшие и дединовцев, которые привлекались очень широко, и не всем впоследствии было суждено вернуться назад, к своим семьям; некоторые не выдерживали и бежали, подвергаясь аресту. Особенно эта тенденция обострилась в 1713-14 годах, когда в затянувшейся войне России со Швецией начался новый этап – борьба за Финляндию, и Пётр Великий ради победы бросил все ресурсы на создание флота на Балтике. Финляндия была завоёвана Россией в 1714 году, русский флот эффективно действовал против шведов, успешно одержав первую победу в сражении у мыса Гангут. Россия становилась великой морской державой.

Также в 1714-15 годах и позднее отправляли дединовских плотников в Санкт-Петербург, для городского строительства.

Но дединовцы не только строили морские корабли на далёких верфях, но и продолжали выпускать речные струги в своём селе.

В первой половине XVII века в Дединово строили гребные дощатые струги, достигавшие в длину 25-30 метров, которые имели плоское дно и крепились с помощью шпангоутов. Грузоподъёмность таких судов достигала 30 тонн. Приблизительно те же характеристики имели окские струги, построенные дединовскими мастерами на Верхнем Дону и в Воронеже. Такой струг (ещё их называли «дощениками» или «дощатыми стругами») представлял из себя сплавное, достаточно грубое судно, главными достоинствами которых являлись большая грузоподъёмность и сравнительно короткий срок при минимальных затратах. Но отправляемый весной с грузом в низовья реки, струг не возвращался обратно и шёл на слом, что делало необходимым ежегодное повторное строительство.

В середине XVII века по причине бурного роста интенсивности и объёма перевозок, на Оке появился новый тип судна, специально приспособленный для обслуживания средней, верхней Оки и Москвы-реки – коломенский струг, или, как его ещё называли, «струг на коломенское дело», «коломенка».

Местные окские мастера, изготавливавшие струги по старинке, не конопатя и не скрепляя гвоздями, царя разочаровали. Начиная с 1715 года систематически выходили петровские указы, запрещавшие строительство судов «старым способом», то есть без конопати, с использованием металлических скоб для крепления непросушенных досок обшивки (в целом вполне справедливо, царь считал, что скобки мешают конопатить суда).

То, что на изготовление «староманерных» судов используется много леса (такой способ Пётр 1 однажды в сердцах назвал «дурацким»), а сами такие суда обладали крайне низким качеством, понимали и сами судостроители. Однако ни царские указы, ни прямое уничтожение судов, построенных по-старому, не могли заставить их работать иначе – леса в России было много, а на «новоманерные» суда уходило гораздо больше металла, требовались пильные доски. Поэтому купечество неохотно приобретало такие, выходившие дороже суда, что и решало дело.

Тогда в 1718 году сам Петр 1 принял участие в изготовлении образцового судна для Оки и Москвы-реки, которое отвечало всем новым требованиям: было построено из сухого леса, без использования скоб, с конопатью и.т.п. Дальнейшую судьбу этой коломенки (коломенского струга) определил царский указ этого года: «Судно, называемое коломенка, которое я переделал [по европейским технологиям], послать в Дединово <...> и там оную поставить, и чтобы против ея все вновь делали под наказанием и ссылкой вечной на галеры, если инако делать будут».

Фактически шаг Петра 1 с созданием эталонной коломенки в Дединово подчёркивал, что именно Дединово является главным центром окского судостроения. Власти контролировали ситуацию на Оке, и в том же Дединово. В декабре 1720 года Дединово, Ловцы и Переяславль-Залесский посетил московский обер-комендант И.Измайлов, производящий тут осмотр и описание староманерных судов. По результатам осмотра им была составлена «обстоятельная ведомость» строящимся на Оке судам, отправленная в кабинет царского Величества.

Отправившись в Персидский поход (1722), Пётр 1 заезжал во время своего плавания по Оке (единственного плавания по этой реке в XVIII веке) в Дединово проверить, как выполняется его указание и как теперь здесь строят струги. Причём в Дединово царь сделал остановку специально, намеренно отстав от своих спутников, а прибыв в село, сразу отправился к месту строительства стругов, за несколько часов пребывания в Дединове успев поработать на строительстве судов (крестьяне потом несколько веков бережно хранили топор, которым работал император). Об этом эпизоде будет упомянуто в указе 26 октября 1722 года, в котором вновь прозвучало требование «делать суда по указу новым манером так, как Его Величество в бытность свою в Дединово тамошним Бурмистрам и плотникам сами указывать изволили…».

Поделиться в соц. сетях

0
   
   

Дединово — история и современность

Меню фотораздела