Cело в конце XIX — XX веке

Последнее обновление: 10 февраля 2018 в 16:14

[adsense2]
 

Фото из книги Мансурова «ДЕДИНОВО век XIX и XXI: оглянуться и задуматься».

Фото из книги Мансурова «ДЕДИНОВО век XIX и XXI: оглянуться и задуматься».

Про дединовский уклад Мансуров писал: “По своей внутренней жизни Дединово представляет собой крупное торговое село, напоминающее городок, в нём вы найдёте всевозможные лавки числом до пятнадцати; два больших трактира-гостиницы, две винных лавки, четыре чайных заведения, несколько постоялых дворов, три молочных заведения, кожевенный завод и.т.д. Кроме того, в селе имеется вольная аптека, есть почтовое отделение и телеграф, золотых дел мастер, школа кройки и шитья; фотография; летом на время ярмарки и по большим праздникам заглядывают странствующие артисты. Из местной интеллигенции с прошлого года составился небольшой кружок любителей, которыми было дано несколько спектаклей, ставились пьесы Островского; для детей-школьников также устраивались детские спектакли. Успех всех спектаклей полный.

Фото из книги Мансурова «ДЕДИНОВО век XIX и XXI: оглянуться и задуматься».

Фото из книги Мансурова «ДЕДИНОВО век XIX и XXI: оглянуться и задуматься».

Занятия жителей крайне разнообразны: всегда живущие в селе богатые люди представляют собой главный контингент торговцев сеном и быками; есть между ними несколько лесопромышленников; а остальная часть жителей победней, зимой занимаются извозным промыслом, плетением корзин, а летом огородничеством, садоводством, рыбной ловлей; работают, кроме того, многие и на лугах, не мало найдётся в селе и одиноких женщин, вдов, которые зимою кормятся, продавая от своей одной коровы молочные продукты, а летом, продавая овощи из огорода, яблоки и разные ягоды из своего садика и живут безбедно.

Фото из книги Мансурова «ДЕДИНОВО век XIX и XXI: оглянуться и задуматься».

Фото из книги Мансурова «ДЕДИНОВО век XIX и XXI: оглянуться и задуматься».

Существует и отхожий промысел: <…> ежегодно более 200 человек отправляются на сторону, где преимущественно занимаются «по винной части», т.е. служат в винных лавках, в трактирах, ресторанах, буфетчиками на станциях железных дорог и.т.п“

Врач Николай Мансуров вспоминает, что дединовцы любили сладко поесть – “везде вы встретите не только чай утренний и вечерний, но и конфеты к нему и часто белый хлеб; мясо берут не все, но многие, а по праздникам пироги и мясной стол обязательны. К ча

Фото из книги Мансурова «ДЕДИНОВО век XIX и XXI: оглянуться и задуматься».

Фото из книги Мансурова «ДЕДИНОВО век XIX и XXI: оглянуться и задуматься».

епитию вообще все дединовцы чувствуют особую слабость: женский пол во всяком доме ставят самовар 2 раза в день, а часто и три раза, а мужчины пьют чай 4-6 раз в день в трактирах или чайных лавках, которые служат для них своего рода биржей, где соверш

Фото из книги Мансурова «ДЕДИНОВО век XIX и XXI: оглянуться и задуматься».

Фото из книги Мансурова «ДЕДИНОВО век XIX и XXI: оглянуться и задуматься».

ается купля и продажа начиная с малого и до десяти и десятков тысяч руб., где производится наём и расчёт разного рода рабочих; особенно бывает многолюдно во всех вышеупомянутых заведениях во время покоса, когда здесь нанимаются косцы, уборщики, грузчики и прочие рабочие и всё это делается, главным образом, за чашкой чая; немудрено, что в среднем всякий посещающий трактир дединовский обыватель выпивает ежедневно 30-40 чашек чаю, а найдётся немало любителей, выпивающих до

Фото из книги Мансурова «ДЕДИНОВО век XIX и XXI: оглянуться и задуматься».

Фото из книги Мансурова «ДЕДИНОВО век XIX и XXI: оглянуться и задуматься».

60-70 чашек ежедневно. Не верится, а на самом деле так, в чём я убедился во время почти пятилетнего пребывания в селе.” Мансуров указывает, что такое громадное количество выпиваемого чая высокой температуры плохо отражалось на состоянии зубов дединовцев и приводило к разным заболеваниям желудочно-кишечного тракта, что подтверждалось записями приёмного журнала за несколько лет. Чем зажиточнее была семья, тем больше было отсутствующих или испорченных зубов; маленьким детям прямо с пелёнок давали много сахара и конфет, что с детства создавало условия для антигигиенического содержания полости рта. Также на состояние зубов дединовцев влияло громадное количество поглощаемого ими подсолнечника (ежегодно более трёх с половиной тысяч пудов) и сырой, болотистый климат с массой атмосферных осадков. Из-за плохого состояния зубов рекруты из Дединовской волости часто браковались.

Фото из книги Мансурова «ДЕДИНОВО век XIX и XXI: оглянуться и задуматься».

Фото из книги Мансурова «ДЕДИНОВО век XIX и XXI: оглянуться и задуматься».

Фото из книги Мансурова «ДЕДИНОВО век XIX и XXI: оглянуться и задуматься».

Фото из книги Мансурова «ДЕДИНОВО век XIX и XXI: оглянуться и задуматься».

Фото из книги Мансурова «ДЕДИНОВО век XIX и XXI: оглянуться и задуматься».

Фото из книги Мансурова «ДЕДИНОВО век XIX и XXI: оглянуться и задуматься».

Дединовская больница сейчас (2014 г.)

Дединовская больница сейчас (2014 г.)

Внутренний двор дединовской больницы, 2014г.

Внутренний двор дединовской больницы, 2014г.

Врач Мансуров отмечал, что, так как по качеству построек, образу жизни, одежде и.т.п. дединовцы были гораздо выше бедных жителей близлежащих сёл, уже около 15 лет назад у них появилась потребность в собственном общественном враче, и в 1886 году был приглашён врач, в обязанности которого входило принимать амбулаторно больных и посещать на домах тяжело больных.

Помещение амбулатории тогда нанималось в частном доме. В 1893 году с постройкой нового Волостного правления для амбулаторного покоя отвели небольшое неудобное помещение; первый врач из дединовцев, прослуживший им 6 лет, ушёл в Москву и нового долго не было. С 1893 по 1895 год сменилось три врача, с осени 1895 года в течение 5ти лет к моменту написания своей книги врачом служил Николай Мансуров. Доверие населения к доктору и привычка к нему обращаться с каждым годом всё увеличивалось. С января 1899 года была приглашена сельская акушерка. С 1897 года заговорили о сооружении общественной больницы, однако это было не по силам крестьянскому сообществу, и обратились к частной благотворительности. В 1899 году на собранные деньги был куплен большой двухэтажный каменный дом с усадьбой, но средств на постройку именно больничного барака уже не было… Тогда бывший помещик М.М. Толстой пожертвовал крупную сумму своим крестьянам, именем которого и была названа больница и на эти средства был воздвигнут барак. В саду за бараком была построена баня с прачечной и дезинфекционной камерой, покойницкая; от каменного дома по направлению к бараку длинной полосой тянулись надворные постройки.

Фото из книги Мансурова «ДЕДИНОВО век XIX и XXI: оглянуться и задуматься».

Фото из книги Мансурова «ДЕДИНОВО век XIX и XXI: оглянуться и задуматься».

Мансуров так писал о дединовском общественном устройстве: “В селе Дединово (оно же волость) одно крестьянское общество. Всё количество земельного надела на душу равно 1700 кв.саж. и состоит только из луговой и усадебной земли. Местное крестьянское управление состоит из волостного старшины, его помощника и сборщика податей, выбираемых обществом; старост нет. Сельская администрация состоит из тысяцкого, сотских и десятских, которые тоже выбираются на сходе большинством голосов. Недоимок в обществе нет и никогда не бывало <…>. А что касается взаимопомощи и благотворительности, то эти отделы в Дединовской волости очень развиты, благодаря пожертвованиям богатых односельчан <…>”.

До революции население Дединова было либо богатым, либо зажиточным – бедных практически не было. Потому борьба с кулаками была нешуточной - был даже вооруженный кулацкий мятеж, конечно, жестоко подавленный.

Великая Октябрьская социалистическая революция в корне покончила со сложившимися в крае товарно-денежными отношениями. Уже в ноябре 1917г. повсюду в Зарайском уезде проходило создание крестьянских Советов и волостных органов Советской власти. Помощь крестьянству в осуществлении провозглашенного новой властью Декрета о земле оказывали пролетарии, направленные из рабочих центров на родину для проведения социалистических преобразований. В числе других вернулся в родное село и М.В. Праскунин. Он принял участие в строительстве новой жизни, руководя волостным отделом народного образования.

[adsense2]

     
   
   

Меню фотораздела