Зарождение российского военного флота

Последнее обновление: 28 июля 2017 в 11:36


 

Макет корабля "Орёл" в дединовском краеведческом музее. 2015 г.

Макет корабля «Орёл» в дединовском краеведческом музее. 2015 г.

20 ноября явился в Посольском приказе корабельный капитан Давыд Бутлер с 13 нанятыми на русскую службу голландцами (в их числе был и Карштен Брандт, плотник и пушкарь), приехали они из-за моря, из Амстердама по призыву ван Сведена. 2 марта 1669 года Бутлера с товарищами да астраханца, который на Каспийском море бывал, отправили в Дединово осмотреть корабль, можно ли на нем по Каспийскому морю ходить? Посланные возвратились и объявили, что корабль и яхта годны. По прибытию в Дединово, Бутлер вступил в конфликт с полковником ван-Буковеном, который прежде осуществлял руководство судостроительными работами. Известно, что Бутлер прибыл в Дединово с большими амбициями и сразу же представил проект постройки 36-весельной галеры, собираясь лично возглавить процесс судостроения. В процессе конфликта с ван-Буковеном выяснилось, что Бутлер был «нечист на руку» и присвоил определенную сумму казенных денег, а также не обладает патентом капитана. Однако Бутлер сумел отстоять свое право на руководство судостроительными работами, сославшись на то, что он имеет очень большой опыт морских путешествий не только в Испанию и Францию, но и в Индонезию.

Той же осенью в Москве умер фан Сведен, осуществлявший общее руководство работами с голландской стороны, и положение новоприбывших голландцев оказалось довольно сложным, ведь непосредственно строительством судов в Дединово уже занимались Буковен и нанятые им голландские мастера.

Макет корабля "Орёл" в дединовском краеведческом музее. 2015 г.

Макет корабля «Орёл» в дединовском краеведческом музее. 2015 г.

В конце концов, русские власти приняли сторону Бутлера и его оппонент полковник Буковен был отстранен от руководства судостроительными работами, после чего верфь возглавил командир фрегата капитан Давид Бутлер.

К достройке корабля весной 1669 года людей Буковена (кроме переводчика Якова Скрама) и его самого не привлекли, даже забыв им выплатить до конца причитающееся жалование. Первую роль в достройке, видимо, играл Ламберт Гельт, поскольку Бутлер до начала мая оставался в Москве, оправдываясь и являясь на очные ставки с обвинителями. В течение апреля он дважды сумел добиться приёма во дворце и подал царю челобитную, с просьбой дать возможность служить капитанскую службу, на что получил великодушное согласие, прибыв потом к месту постройки корабля в звании капитана.
Доставка в Дединово закупленных Бутлером в Голландии корабельных припасов так затянулась, что порушился санный путь, поэтому царским указом от 31 марта предписывалось «…дать корабельному капитану с товарищи от Москвы до села Дединова и под корабельные снасти, вместо сорока подвод, струг с судовыми снастями, и кормщиков, и гребцов.». Однако после этого прошла целая неделя, прежде чем в апреле начали возить «корабельные снасти, и всякие корабельные припасы, и парусные полотна».

24 апреля в Москве произвели испытание пушек, во время которого возник спор между русскими пушкарями и Бутлером. В России полагалось класть на каждый выстрел пороха в половину от веса ядра, Бутлер же требовал класть ровно против веса ядра. В конце концов его требование было выполнено, и все пушки испытание выдержали.

В этот же день (или 25 апреля по другим источникам) последовал царский указ о присвоении фрегату названия «Орёл» в честь русского Государственного герба; капитану Бутлеру было велено поставить на носу и на корме по орлу и «на знаменах и на еловчиках нашивать орлы».
Ранее все суда оставались безымянными, примитивными и безликими, в отличие от отличавшегося пышным убранством «Орла» с многочисленной позолотой. Нос «Орла» украшал резной расцвеченный лев, над которым, на форштевне, шли резные же перила. По бортам располагались распахнутые «окошки» (порты для орудий). На носу и корме красиво поднимались лёгкие «чердаки» (каюты), вокруг которых по борту тоже красовались перила. Довершало же убранство изображение на корме Государственного герба России – двухглавого орла. Гордая осанка и мощные белые паруса придавали не только кораблю, но и всей верфи в его присутствии особый торжественный вид.

7 мая 1669 года «Орёл», яхта, бот, шняки (шлюпки) и струги сопровождения вышли из Дединова. «Орлом» командовал Давид Бутлер, яхтой – Ламберт Гельт. Под их началом находилось 19 обслуживающих суда голландцев.

Вооружение «Орла» составляли 22 пищали, 18 шестифунтовых и 4 трёхфунтовых, 40 мушкетов и 40 пар пистолетов. Экипаж, который прибыл весной 1669 года и занял свои места, составлял 58 человек — 23 матроса и 35 стрельцов. Капитаном корабля назначили голландца Давида Бутлера, все матросы тоже были иностранцами.

В походе до Астрахани на «Орле» находился отряд стрельцов Ивана Доможирова, который многие историки считают предтечей российской морской пехоты.

Спуск на воду корабля «Орел»\nС картины художника И. Овчинникова. Фото с сайта korvet2.ru.

Спуск на воду корабля «Орел»\nС картины художника И. Овчинникова. Фото с сайта korvet2.ru.

Об отплытии флотилии Я.Стрейс записал: «мы снялись с верфи, или места кораблестроения, и вышли, подняв паруса. Полковник Буковен провожал нас на расстоянии двух миль.».

Согласно сообщению из Дединова другого голландского автора Схельтема, корабли вышли из Дединово, «… запасшись всем, что было нужно для заложения в Астрахани карабельной верфи». Везли якоря, железные скобы, кольца, цепи, топоры, пилы и другой инструмент и материалы, благодаря которым голландцы в следующем 1670 году ещё успеют построить и спустить в Астрахани «военное судно» на манер галеры. Возможно, другая галера тогда же была построена и на Дединовской верфи. Есть версия, что последним судном, которое было изготовлено в Дединово для морского плавания, была 32-весельная галера, спущенная на воду в 1670 году. После этого года строительство морских судов в Дединово однозначно прекратилось, и дальнейшая судьба верфи и её оборудования не прослеживается.

Фото из книги А.А.Шаблина, С.А.Кочеткова «Дединово-село морское».

Фото из книги А.А.Шаблина, С.А.Кочеткова «Дединово-село морское».

Историк флота В.А. Дыгало так описывает спуск на воду корабля «Орел»: «на торжество прибыл настоятель коломенского храма Иоанна Предтечи. Сопровождаемый местным священником, дьяконом и Ван-Буковеном, он поднялся на палубу "Орла". Тотчас же на флагштоках и мачтах корабля взвились огромные флаги и длинная лента вымпела. Отслужили молебен, окропили флаги святой водой и сошли на дединовский берег. На "Орле" остались лишь несколько человек, руководимых командиром корабля - голландским капитаном Бутлером. Им было поручено отдать якоря, как только корабль сойдет на воду. Ордин-Нащокин взмахнул рукой и звонари ударили во все колокола дединовской звонницы. "Орел" тронулся с места и заскользил по стапелю. Торжественный перезвон заглушили залпы салюта. Через минуту-другую первый русский военный корабль закачался на голубой глади окской заводи» (цит. по: Дыгало В.А. - "Откуда и что на флоте пошло").
Путь от Дединово до Астрахани — через Переяславль-Рязанский, Касимов, Муром, Нижний Новгород, Свияжск, Казань, Симбирск и Саратов — занял три с половиной месяца. Несмотря на гордое название «Орел», судно дотащилось до Астрахани лишь к концу августа: то садилось на мели, то останавливалось на ремонт, потеряло несколько якорей.

Вступление в строй первого боевого корабля вызвало необходимость организации на нём корабельной службы. Царем был утвержден проект краткого морского устава. В 34 статьях излагались основные правила и наставления корабельной службы. Значит, постройка «Орла» была в жизни русского государства не случайным явлением, а серьёзным началом создания регулярного военного флота.

Таким образом, русский военный двухпалубный трёхмачтовый фрегат, корабль “Орёл” был построен в 1668-69 году, также было построено несколько менее крупных. Строительство корабля обошлось казне в 2221 рубль. Для сравнения можно привести некоторые тогдашние цены: корова стоила 2,5 рубля, дорогие кожаные сапоги для воеводы — 1 рубль, деревянные оглобли для телеги — по 6 копеек.

Скорее всего, именно так выглядел поднятый на "Орле" флаг. Фото с сайта vexillographia.ru.

Скорее всего, именно так выглядел поднятый на "Орле" флаг. Фото с сайта vexillographia.ru.

По одной из версий, на корабле был поднят триколор, первый в истории России флаг военного корабля. Перед постройкой корабля капитан Бутлер отправляет письмо царю, в котором спрашивает о флаге, потому что - как он дальше разъясняет - «какого государства корабль, такое и знамя на нём живёт». Для России, прежде не имевшей собственного флота, вопрос о флаге был в новинку. Бутлер был голландец, все чертежи и детали так же были взяты из Голландии, которая в это время являлась могущественнейшей морской державой. Национальный флаг ее был красно-сине-белый, который и подымался на судах Нидерландских Штатов (официальное название государства в то время). Естественно, поэтому, было Бутлеру предложить царю сочетание этих, родных ему цветов. Геральдически белый, синий и красный цвета голландского флага как раз соответствовали государственному московскому гербу: св. великомученик и победоносец Георгий в серебряном вооружении и на серебряном коне, в лазуревой приволоке (мантии), в червленом щите. Голландский флаг, скорее всего, просто перевернули: белая полоса оказалась вверху, а красная внизу. Кроме того, в середине флага помещен был государственный герб – двуглавый орел.

Из приходно-расходных книг явствует, что после этого для изготовления «флага большого» и множества вымпелов выписываются ткани красного, белого и синего цветов. Вернее, как тогда говорили, черчатого, белого и лазоревого. Сохранилась документальная «Роспись, что ещё надобно к корабельному строению оприч того, что ныне куплено за морем» (1667г.). В ней упоминаются ткани, требующиеся для создания флагов, и указываются цвета, которые следует использовать: «белый цвет – незлобие, бесхитростность, совестная чистота, синий цвет – вера, постоянство и правда, красный цвет – суд неотложный и честно достойный…» На самих флагах предписывалось изображать орлов.

Макет "Орла" в парке им. Ф.С. Генералова. 2015г.

Макет "Орла" в парке им. Ф.С. Генералова. 2015г.

Хотя достоверно и не известно, каким был рисунок флага, о нём можно судить по изображениям корабля на гравюрах из изданной в 1681 году в Амстердаме книге «Странствования Яна Стрюйса» (бывшего корабельного плотника "Орла") - именно с полосатым флагом "Орёл" на рейде Нижнего Новгорода был на них изображен.

Тем не менее считается, что впервые в российской истории на корме «Орла» был помещен герб — двуглавый орел, а на мачтах поднят российский триколор.

Таким образом, современный российский триколор берет начало в селе Дединово и его история неразрывно связана с первым русским военным кораблем и его капитаном голландцем Давидом Бутлером. Вполне возможно, что знамя на мачте «Орла» выглядело примерно так же, как и современный российский флаг.

Поделиться в соц. сетях

0
     
   
   

Меню фотораздела