Купеческая династия Шустовых

Последнее обновление: 11 марта 2018 в 20:49

[adsense2]
 

Обложка журнала "Нива" с рекласой Шутовского коньяка. Фото с сайта history-ryazan.ru.

Обложка журнала «Нива» с рекласой Шутовского коньяка. Фото с сайта history-ryazan.ru.

Все это печаталось не в какой-нибудь бульварной прессе, а в главных печатных органах. Многие годы на обложке самого читаемого в России журнала «Нива» помещалась реклама шустовского коньяка – прямо под названием журнала.

Популярная в Москве артистка Тамара (фамилию свою она скрывала, так и осталось для истории загадкой; говорили, будто она была незаконнорожденной дочерью князя Трубецкого), находясь в образе Ларисы («Бесприданница», пьеса Островского), просила подать ей именно «шустовского коньяку», хотя во времена написания пьесы такая марка еще не существовала. За эту невинную историческую ложь она получала ежемесячно 1500 рублей.

Реклама коньяка Шустовых на трамвае. Фото с сайта history-ryazan.ru.

Реклама коньяка Шустовых на трамвае. Фото с сайта history-ryazan.ru.

Реклама коньяка Шустовых на трамвае. Фото с сайта odessa-memory.info.

Реклама коньяка Шустовых на трамвае.
Фото с сайта odessa-memory.info.

Плакаты с фирменным знаком компании — медным колокольчиком и надписью «Коньяки Шустова» — украшали борта пароходов и дирижаблей, таблички с таким же содержанием были прикручены к конным экипажам. Та же надпись была выведена на вагонах конки, а когда на улицы Москвы выбежал первый трамвай, на его крыше красовалась нарядная рекламная шустовская табличка…

Реклама сделала свое дело: уже в начале ХХ века о русском коньяке знала не только Россия, но и заграница.

Фото из блога nnm.me/blogs/Sergio63/konyak-iz-erivani/.

Фото из блога nnm.me/blogs/Sergio63/konyak-iz-erivani/.

Для того чтобы еще больше укрепить славу своей продукции, Николай Николаевич Шустов в 1900 году инкогнито послал образцы коньяка на всемирную выставку в Париж.

Шустовский молдавский коньяк (“Фин-Шампань Отборный”) в 1900 году на выставке в Париже (при дегустации инкогнито!) получил Гран-При и потому заслужил почетное исключительное право именоваться коньяком, чего до сей поры удостаивались только бренди, произведенные в местности Коньяк во Франции!

Этикетка Нежинской рябины на коньяке. Фото с сайта history-ryazan.ru.

Этикетка Нежинской рябины на коньяке. Фото с сайта history-ryazan.ru.

Шустовские коньяки, ликеры и настойки («Рябина на коньяке», «Зубровка», «Клюквенная», «Травный Рижский бальзам», «Спотыкач» — всего около 180-200 разных сортов) были эталонами высочайшего качества. А после победы на Парижской выставке стала известна шустовская «Нежинская рябина на коньяке». На прилавках магазинов стояли коньяки «Кавказский», «Три звездочки», «Четыре звездочки», «Экстра», «Финь-шампань».

Бутылки из-под Шустовского алкоголя. Фото из блога nnm.me/blogs/Sergio63/konyak-iz-erivani/.

Бутылки из-под Шустовского алкоголя. Фото из блога nnm.me/blogs/Sergio63/konyak-iz-erivani/.

Производство расширялось, и вскоре вторым центром коньяка Шустовых стал Кишинев, где разрабатывалась бессарабская линия напитков. В 1899 году Шустовы приобрели еще два винокуренных завода – в Одессе (на ул. Мельницкой) и Кишиневе (так что хорошо знакомый всем россиянам «Белый аист» тоже по праву может называться шустовским коньяком), преобразовав их в коньячные. В Одессе янтарный напиток выдерживался в дубовых бочках в знаменитых катакомбах – бывших каменоломнях. На предприятиях Шустовых зарплата рабочих была вполне приличной и выплачивалась вовремя, на заводе в Одессе действовала больничная касса (на предприятии трудилось 80 человек).

А вообще, к началу XX века фирме «Шустов с Сыновьями» принадлежали: водочный и ликерный завод в Москве с 250 рабочими, коньячный завод в Ереване (тогда — Эривань) с 25 рабочими, коньячный завод в Кишиневе с 20 рабочими, виноградники в Кюрдамире, коньячные и ликероводочные склады в Москве, Варшаве и Кюрдамире. Товарищество имело отделения в Петербурге, Нижнем Новгороде, Вильно, Одессе, Смоленске, а также в Лондоне и Париже, куда ежегодно поставлялось несколько тысяч ящиков «коньяка от Шустова».

Бутылка шустовского коньяка.. Фото с сайта history-ryazan.ru.

Бутылка шустовского коньяка.. Фото с сайта history-ryazan.ru.

Бутылка шустовского коньяка.. Фото с сайта history-ryazan.ru.

Бутылка шустовского коньяка.. Фото с сайта history-ryazan.ru.

Фото из блога nnm.me/blogs/Sergio63/konyak-iz-erivani/.

Фото из блога nnm.me/blogs/Sergio63/konyak-iz-erivani/.

В начале 20-го века “русские коньяки Шустова” получили более трех десятков медалей на выставках в Турине, Нью-Йорке, Милане, Лондоне, Льеже, Глазго, Бордо, Амстердаме, Антверпене и Новом Орлеане. Шустовыми открывались торговые представительства в крупнейших городах мира.

При содействии братьев Шустовых в 1905 г. в Одессе, чтобы соединить практическое виноделие с достижениями науки и пропагандировать культурное питие, открылась станция виноградарей и виноделов. Возглавил первую в России научно-опытную винодельческую станцию ученый В.Е. Таиров. Учреждение издавало книги, брошюры, справочники по виноделию, готовило специалистов-виноделов. За научную и научно-популяризаторскую деятельность одесская винодельческая станция в 1906 г. на Миланской международной выставке была награждена Золотой медалью.

В 1912 году товарищество получило высочайшее по тем временам звание «поставщиков двора его Императорского Величества». Для того чтобы удостоиться такого титула, претендент должен был за восемь лет работы не получить ни одной рекламации на качество своей продукции. К тому времени годовой оборот фирмы составлял огромную для России сумму — 10000000 рублей, а ее активы оценивались в 6000000 рублей. Только в Москве товарищество занимало территорию в два с половиной квадратных километра, на которой находилось около сорока строений. По производству коньяков товарищество занимало четвертое место в мире, а по производству ликеров и наливок — первое.

Однако существует другая история, как фирма Шустовых получила право именоваться «Поставщиком Двора Его Императорского Величества». Не жалея денег на взятки чиновникам, Шустовы добились приглашения на Пасху во дворец, где по издавна заведенному обычаю «лучшие представители народа российского» поздравляли царя-батюшку со Светлым праздником. Едва Николай II появился в зале, Николай Шустов в нарушение всех традиций поднес императору большую рюмку коньяка. Рисковал Шустов, но больше рисковал царь: на виду у многочисленных подданных с утра пораньше ему предстояло выпить изрядную порцию крепчайшего напитка.

Николай II залпом осушил рюмку, зажевав кусочком лимона, заявил: «Отличный коньяк, господа! Рекомендую!». С тех пор в высшем свете пьют коньяк «по-царски» — закусывая лимончиком...

Фото с сайта odessa-memory.info

Фото с сайта odessa-memory.info

50-летие компания торжественно отпраздновала в 1913 году. О могуществе фирмы красноречиво говорили следующие факты:

Годовой оборот – 10 млн. руб.;

Стоимость активов – 6 млн. руб.;

Количество строений в Москве – 40;

Торговые дома по всей Европе;

Производство коньяков – 4-е место в мире;

Производство ликеров и наливок – 1-е место в мире.

К 1914 году Шустовы контролировали 30% алкогольного производства в Российской империи и 44% алкогольного экспорта. Суммарный оборот одних только коньячных заводов составлял более 2-х млн. рублей серебром в год:

Ереванский завод – 1 млн. 200 тыс. руб.;

Одесский завод – 700 тыс. руб.;

Кишиневский завод – 400 тыс. руб.

1 апреля 1913 года Товарищество с помпой отметило свое пятидесятилетие. Коньяки и вина лились рекой, служащим компании было выделено 60000 рублей в качестве премии. И никто не мог даже подумать, что этот год будет последним удачным годом шустовской империи. В 1914 году, после начала Первой мировой войны, Государственная дума объявила в России «сухой закон». Все шустовские предприятия были законсервированы, летом 1914 года был закрыт Одесский коньячный завод. Как тогда считали, временно. В отчете по акцизным сборам за 1915 год значилось: «По Эриванской губернии действующих коньячных заводов нет, недействующих — 14».

В годы Первой Мировой войны Шустовы построили “непрофильный” завод по производству средств химической и бактериологической защиты.

В 1917 году молодое большевистское правительство одним из своих декретов национализировало имущество фирмы. Николай Николаевич Шустов, глава фирмы, потомственный почетный гражданин города Москвы, гласный Московской городской думы, выборный московского купеческого сословия и Московского биржевого общества, член Русского технического общества, почетный член Русского спортивного кружка, член совета Русского гимнастического общества, член правления Благотворительного общества при городской больнице Святого Владимира и почетный член Московского отделения Попечительства императрицы Марии Александровны о слепых, много лет возглавлявший Пресненское попечительство о бедных, не дожил до этого момента. Умер 19 января 1917 года. В завещании он отписал свой дом (Большая Грузинская, 9) Пресненскому попечительству для создания в нем богадельни, яслей, народной столовой и вечерних классов для рабочих. Оставшиеся братья всеми силами старались вернуть хоть часть принадлежавшего им имущества. С большевиками вести переговоры было бесполезно, и они обратились к правительству Армении с требованием вернуть коньячный завод в Ереване, но в ответ получили категорический отказ. Тогда, для того чтобы получить хоть какую-то компенсацию, братья пошли на крайний шаг — они переработали на коньяк считавшийся ранее неприкосновенным драгоценный запас коньячных спиртов еще «таировской» выдержки.

О послереволюционном периоде жизни братьев Шустовых известно крайне мало. Достоверно известно только то, что они не уехали за границу.

Шустов Павел Николаевич писал научные и научно-популярные книги по виноделию, делясь шустовскими секретами для сохранения отечественной школы виноделия, в 1927 г. выпустил книгу “Виноградные вина, коньяки, водки и минеральные воды”.

Шустов Сергей Николаевич работал в Центральном союзе потребительской кооперации, отвечал за качество выпускаемой алкогольной продукции, в том числе прославленных коньяков, участвовал в создании их классификации по годам выдержки: скромный трехлетний, самый дешевый – “три звездочки”; марочный, пятилетней выдержки – “пять звездочек”; КВ – коньяк выдержанный, 6-7 лет; КВВК – коньяк выдержанный высшего качества, 8-10 лет, крепостью 45 градусов; КС – коньяк старый, более 10 лет хранения, крепостью 43 градуса; и наконец ОС – очень старый, более опять-таки 10 лет выдержки.

И сейчас в России живет много потомков Шустова, одним из которых был прекрасный советский актер Зиновий Яковлевич Гердт.

Многие шустовские рецепты сохраняются вплоть до настоящего времени.

В советские времена фамилия Шустовых официально упоминалась только в личной переписке Черчилля.

Шустовский коньяк всем другим предпочитали английская королева Елизавета и премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль.

В год Черчиллю отправляли по 400 бутылок, из расчета одна бутылка в день, а остальное — для гостей. Коньяк для него в самом деле брали из особой бочки, заложенной на ереванском заводе еще Шустовыми. Но во всех сопроводительных документах советская власть упрямо поправляла Черчилля: «бывший шустовский». А тот, тем не менее, на следующий год все равно заказывал "шустовский коньяк", прекрасно понимая, как обстоят дела на самом деле.

В дни обороны Одессы от фашистов бывший коньячный завод Шустовых снабжал войска медицинским спиртом и готовил бутылки с горючей спиртовой смесью. В день отхода наших войск все запасы бесценного коньяка были слиты в землю, пустые дубовые бочки румыны-оккупанты вывезли к себе. После освобождения Одессы Румынию заставили вернуть эшелон с дубовыми бочками, началось восстановление завода. Уже в 1947 г. была выпущена первая партия “трехзвездочного”. Сегодня Одесскому коньячному заводу принадлежит торговая марка “Шустов”, предприятие обладает значительными площадями собственных элитных виноградников (около 1000 га) и старейшим парком бочек (15 тыс.шт.).

Виноделы Армении, Молдавии, Дагестана, Одессы, подмосковной Черноголовки почитают Н.Л. Шустова и его сыновей основателями своих коньячных (и ликерных) производств, причем считают это за большую для себя честь.

Само имя – Шустовы не дадут забыть классики литературы. У И. Бунина в “Темных аллеях” герои в московском ресторане “Прага” просят подать коньяк Шустова “с колоколом”, в “Святом колодце” В. Катаева герои встречают Пасху за столом с крашеными яйцами, окороком и бутылкой малиновой наливки братьев Шустовых.

А среди нынешних любителей коньяка до сих пор в ходу давняя хваленка в стихах:

Чтобы жить беспечно и красиво,

Чтобы ключ здоровья не иссяк,

Нужно пить не мюнхенское пиво,

А прелестный шустовский коньяк!

Память о шустовских напитках не исчезла. Кто не знает этих названий: «Зубровка», «Сливянка», «Рябина на коньяке», «Рижский бальзам» и.т.д. А ведь все это старинные рецепты семьи Шустовых. Шустовы вошли в историю не только как производители лучших российских коньяков, но и как одни из родоначальников российской рекламы.

 
[adsense2]

     
   
   

Меню фотораздела